Улыбка и «Да, спасибо»
Зима. Утро. Суббота. Но надо на работу. Посмотрел в окно. В окне напротив никого. Спит наверное. Пусть поспит. Погода совсем никакая. Много липкого снега и привычный ветер. Значит будет очень скользко.
Привел себя в порядок. Джинсы. Рубашка. Свитер. Новенькие модные ботинки на совершенно не скользящей микропористой подошве. Любимое клетчатое твидовое пальто “made in England”. Шапок в ту пору не носил. Никаких.
Девяносто ступенек вниз по подъезду.
Гололед в Баку конца восьмидесятых прошлого века – это настоящее стихийное бедствие. Снег выпадает хоть и не часто, но коллапс при этом обеспечивается стабильно.
Понимание, что на транспорт сегодня может надеяться только самый отчаянный идеалист, приходит мгновенно. Значит идти на работу надо пешком. Так быстрее.
На небольшом, но очень скользком подъемчике, у угла соседнего дома, буксует неизвестно как попавшее сюда в такую погоду такси. Но таких как я утренних прохожих оказывается человек пять-семь. Пытаемся вытолкнуть желтую «Волгу» с шашечками.
Из-за угла дома показывается женская фигура. Я знаю эту даму. Она бабушка единственной внучки. Красота и ярковыраженность по материнской линии передается из поколения в поколение. Дама пытается ступить на обледенелую тропинку, но на ее каблучках это сделать очень небезопасно.
Бросаю толкать такси, без меня справятся. Подхожу к бабушке единственной и самой ярковыраженной внучки.
— Могу я вам помочь? Вам кажется очень страшно ступить на лед? Не стесняйтесь, вот моя рука, держитесь, как если бы я был вашим кавалером. У меня обувь не скользит, я проведу через этот скользкий участок
— Да, спасибо!, — с улыбкой ответила мне дама. В ее улыбке было спрятано что-то такое, что было и понятно и приятно одновременно.
***
Лето. Вечер. Иду по своей улице. Договорились с другом сходить в кино. Навстречу идет дама с авоськой. Та самая дама, бабушка ярковыраженной единственной внучки. Авоська с какими-то овощами и корнеплодами явно тяжела для нее. Набираюсь наглости и предлагаю помощь. И снова та же улыбка, и снова слышу:
— Да, спасибо!
***
Прошло много времени. Четверть века.
— А знаешь, я когда-то набрался наглости и напросился помочь твоей бабушке донести домой авоську с овощами.
— Это был не единственный случай, когда ты ей помог. Зимой подъем превращался в непреодолимый каток. Ты взял ее под руку и перевел через скользкий участок.
— Так ты об этом знала?
Улыбка, улыбка…
Улыбка бабушки.
Улыбка и «Да, спасибо»